Никто не хочет столкнуться с безответной любовью. Тем не менее, люди сплошь и рядом влюбляются в тех, кто не только не хочет обращать на них внимания, но даже испытывает неприязнь или враждебность.
Это настолько распространено, что «страдания из-за любви» считаются чем-то общепринятым.
Исследования показывают, что абсолютное большинство людей хотя бы раз в жизни переживали один или несколько из следующих сценариев:
- вам кто-то нравится, но вы у него не вызываете ни малейшего интереса; он то отвечает на ваши любовные усилия, то игнорирует;
- вы кому-то нравитесь, но вас это совершенно не интересует; вы иногда благосклонно принимаете ухаживания, но чаще отвергаете их, вежливо или грубо, в зависимости от настроения и ситуации.
Человеческая психика устроена таким образом, что партнер, полностью доступный и открытый для отношений, вызывает настороженность и почти неприязнь. Удивительно, но это очень тесно связано с экономическими теориями.
В экономике есть такое понятие как субъективная ценность товара или ресурса. В этом случае главным фактором ценности выступает редкость товара. Чем дефицитнее товар, тем выше его субъективная ценность.
В случае с неразделенной любовью эта грубая аналогия полностью себя оправдывает. Дефицит любви воспринимается как ценность. Чем трудней завоевать внимание своей «пассии», тем желаннее его внимание.
Если же человек сразу и с готовностью отвечает на попытку завязать романтические отношения, то его любовь воспринимается как нечто «малоценное». Полная аналогия с экономическими законами: чем выше предложение (чем легче завоевать любовь), тем малоценней продукт.
Продавцы отлично знают этот закон и стараются искусственно поддерживать иллюзию дефицита, чтобы не сбивать цены на свой товар. Например, фирма может производить 10 000 автомобилей Ferrari, ее мощности это позволяют.
Но она упорно выпускает ограниченные серии около 10 штук, задирая при этом цену до небес. И такая политика работает на протяжении многих лет.
В амурных делах психологи и опытные родители советуют молодежи не «бросаться на шею», если тот, кто нравится, проявляет внимание. Нужно некоторое время разыгрывать недоступность, чтобы дать партнеру «бороться» за чувства.
То же самое касается и тех, кто проявляет свои чувства. Их нужно искусственно сдерживать, чтобы быстрее добиться успеха. Это связано с таким психологическим понятием как реактивное сопротивление.
Предложение вступить в отношения означает определенную утрату свободы поведения. Это немедленно становится подсознательным мотиватором для восстановления своей свободы — то есть отказа от слишком настойчивого предложения вступить в отношения.
Интенсивность этого сопротивления прямо пропорциональна настойчивости предложения. Таким образом, проявляя сдержанность, можно быстрее добиться успеха.